Добро пожаловать на сайт челябинской группы поддержки естественного                     вскармливания!
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

О НАС И НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НОВОСТИ САЙТА

ФОТОКОНКУРС

НОВОСТИ СО ВСЕГО МИРА
Даже драконы кормят грудью....

ДЛЯ БУДУЩИХ МАМ
ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
ПРИКОРМ

ОБ УХОДЕ ЗА РЕБЕНКОМ

О НОШЕНИИ НА РУКАХ И ПРО СЛИНГ

СЛИНГ в Челябинске

СОВМЕСТНЫЙ СОН МАМЫ И РЕБЕНКА

ВЫСАЖИВАНИЕ "НА ГОРШОК" С РОЖДЕНИЯ

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

ПОДБОРКИ СТАТЕЙ
БИБЛИОТЕКА
Гостевая книга

Святая Церковь о необходимости и важности грудного вскармливания (о кормлении грудью)
 

         В первой книге Библии, называемой «Бытие», рассказано о том, как находящаяся уже в глубокой старости,  дотоле бесплодная Сарра родила от столетнего родоначальника еврейского народа Авраама сына Исаака. При этом указывается и на тот факт, что она сама вскормила его грудью. Удивившись этому, Сарра воскликнула: «Кто сказал бы Аврааму: «Сарра будет кормить детей грудью» (Быт.21.7). Далее Библия повествует: «Дитя выросло и отнято от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди» (Быт.21.8). В экзегетическом комментарии к этому отрывку в Толковой Библии Лопухина сказано: «Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет и обычно продолжалось не менее трех… Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его» (Толковая Библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета. В трех томах, издание второе. Стокгольм, 1987). В следующей книге Библии, «Исход» (Исх.2,7-9), говорится о том, что дочь египетского фараона, нашедшая трехмесячного еврейского младенца Моисея, взяла ему кормилицу не из египтянок, а из его народа. Вскормленный молоком своей соотечественницы (а это, что держалось в тайне от дочери фараона, была родная мать младенца), Моисей вырос человеком беззаветно преданным своему народу, и до сих пор он является образцом для всех истинных патриотов. Не с «молоком ли матери» впитал он любовь к своим собратьям?

       Вся ветхозаветная история – это история жизни единственного в то время на земле народа, исповедующего веру в Единого Бога. Эта история верности народа своим идеалам и история трагических измен им. Для укрепления веры Своего избранного народа, для спасения его в наиболее драматические моменты отступления от истины Господь посылает ему учителей, пророков и царей. Одним из них был пророк Самуил, помазавший на царство таких величайших правителей, как Саул и Давид. Не случайно, наверно, Библия обращает внимание на младенческий период жизни Самуила, когда его мать Анна, давшая обет посвятить младенца Богу, сказала мужу: «Когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда». «И сказал ей Елкан, муж её: делай, что тебе угодно: оставайся, доколе не вскормишь его грудью: только да утвердит Господь слово (вышедшее из уст твоих). И осталась жена его, и кормила сына своего, доколе не вскормила» (1 Цар.1.22-23). В самом финале ветхозаветной истории, о которой повествуют неканонические библейские книги Маккавеев, мы встречаемся со следующим эпизодом. Мать, утешая сына, принимающего мученическую кончину за идеалы своего народа, говорит ему: «Сын! Сжалься надо мною, которая три года питала тебя молоком, не страшись этого убийцы и прими смерть, чтобы я по милости Божьей опять приобрела тебя» (2 Макк.7.27-29).

      Не говорят ли нам все приведенные примеры о том, что материнскому кормлению Библия придает некоторое сакраментальное значение? О нем упоминается, когда речь идет о преданности своему народу, посвящении Богу, подвигу во имя светлого идеала. Эту мысль подтверждает и следующая цитата из Нового Завета. Одна женщина, уверовавшая во Христа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27). Таинственный смысл грудного вскармливания приоткрывает нам одна из центральных книг Библии – Псалтирь, в которой в поэтической форме изложены основные истины Божественного Откровения. Псалмопевец восклицает: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей» (Пс.21.10). Обратимся к толкованию этих строк. «Вероятно, - читаем мы в Толковой Библии, - мать Давида, когда кормила ещё его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему». В другом месте Пророк говорит: «Душа была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс.130.2). Анализируя эти слова, комментатор замечает: «Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи на лоне матери» (Ключ к пониманию Св. Писания; изд. «Жизнь с Богом». Брюссель, 1982). Здесь кормление грудью выступает уже как символ. В другом поэтическом библейском произведении – «песнь песней» - идеал братской любви суть не кровное родство, а родство молочное: «О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн.8.1). Подчеркиваю, не вышедший из утробы матери моей, а «сосавший груди». По мнению толкователей Священного Писания, в этом отрывке символизируется любовь Христа, Который, приблизившись к людям, стал их Братом.

      С апостольских времен мы встречаем в евангельских текстах упоминания о грудном вскармливании. В первом послании к Фессалоникийцам (Солунянам) Апостола Павла читаем: «…мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес.2.7).

      В письмах и житиях русских святых есть замечательное сравнение питания молоком матери и таинства причастия. Его проводит святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: «Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ей, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь. Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, - и соделался наследником Царства Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь». У европейских писателей находим: «Священное Писание пригодно всем одинаково; оно снисходит к малым и применяется к их понятиям, питая их грудным молоком, согревая, поддерживая их силы все, пока мы не возмужаем во Христе» (Эразм Роттердамский (1467-1536), нидерландский ученый, писатель и богослов). В жизнеописании родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, читаем: «Между тем родители стали примечать в младенце нечто необыкновенное: если матери случалось вкушать мясную пищу, младенец не брал её сосцов. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Думали, что ребенок болен. Но, однако, осмотрев младенца со всех сторон, они видели, что он не болен и что на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не был печален. Но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел и всячески радовался и ручками играл. Наконец, обратили внимание на время, когда младенец не принимал сосцов матери, и тогда все убедились, что в этом детском посте «ознаменовались», как выражается святитель Филарет, митрополит Московский, «предшествовавшие расположения матери и проявлялись семена будущих его расположений». Приученный к воздержанию во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она действительно стала строже соблюдать пост и совсем перестала вкушать мясную пищу, после чего младенец, кроме среды и пятницы, дней поста, всегда питался её молоком. Однажды Мария отдала младенца другой женщине, чтобы та покормила его своей грудью, но дитя не захотело взять сосцов; то же самое было и с другими кормилицами. Поэтому он питался молоком только своей матери, пока не был вскормлен. «Это было знамение, пишет преподобный Епифаний, означающее, что от благого корня благая ветвь неоскверненным молоком должна быть вскормлена. Этот ребенок с детства был почитатель Господа, ещё в самой утробе материнской и после рождения он к набожности был склонен и от самых пеленок Господа познал, к посту привыкал, и материнским молоком питаясь, вместе с вкушением этого молока воздержанию учился; и, будучи возрастом младенец, не как младенец поститься начинал, и младенцем воспитан был в чистоте, и более благочестием, чем молоком, вскормлен был; и до своего рождения он избран был Богом…».

    Подводя итог, можно сказать, что питаясь молоком матери, дитя воспринимает первые уроки любви. Любви с большой буквы. Об утрате такой любви предупреждает Господь, говоря о кончине века: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24.12). Не будет ли способствовать этому охлаждению и необоснованный переход с естественного вскармливания младенцев на искусственное?

    Из книги Е. Фатеевой и Н. Пустограева «Энциклопедия грудного вскармливания в православной Руси»



Бесплатные телефонные консультации:

      Шевченко Мария Владимировна   т: (351) 252-25-91;

       Рязанцева Анна Юрьевна              т: (351) 771-48-27.

Вопросы по организации грудного вскармливания, а также предложения по сайту принимаются  здесь.



Сайт управляется системой uCoz