|
Педагогическое
введение прикорма.
Педагогическое
введение прикорма для детей, находящихся
на грудном вскармливании отличается от педиатрического — для
детей,
которые находятся на искусственном вскармливании. Ребенку отдается пища
с
общего стола, та, которую ест мама. Грудное молоко является
биоинформационной
структурой, которая несет информацию об организме и экологической нише,
в
которой живут его родители и ребенок рано или поздно войдет в среду
обитания
матери. Ребенку дается не пюреобразная пища, а кусочками, маленькими
дозами. Мы
не ставим своей задачей насытить ребенка, мы преследуем другие цели:
- ознакомить ребенка с экологической
нишей, в которой обитает он и его родители;
- научить ребенка жевать и глотать
(навык жевания формируется до 2 лет, навык глотания — до 8
месяцев);
- развить и «поддержать» пищевое
поведение;
- научить
ребенка правильному
поведению за столом.
Педагогический
прикорм не
вытесняет дневные
кормления грудью. Кормление грудью — это психологический комфорт,
прикорм — это то, подражание тому, что делают взрослые. Грудное
вскармливание при этом остается неизменным.
Правила
введения педагогического прикорма
В
этом возрасте (6 месяцев) ребенок и не должен съедать большие
порции еды, у него задача с
едой познакомиться и научиться ее усваивать. Порции еды могут быть от
нескольких грамм до 2 столовых ложек. Важно чтобы ребенок интересовался
самим
процессом еды. А для это нужно соблюдать некоторые элементарные правила.
1. Садитесь за стол вместе с детьми и
берите младшего к себе на колени.
Вы должны поставить порцию еды себе, другим членам семьи, а младшему
пока
ничего не предлагать. Просто сидите, и все едите, а он смотрит.
2. Как только вы увидели, что ребенок
заинтересовался едой, вы из своей
тарелки, свою еду даете на кончике ложки и продолжаете есть дальше. И
так пока
ребенок проявляет интерес к еде. Если он перестал интересоваться
содержимым
вашей тарелки, то Вы его спускаете на пол, даете какой-нибудь кусок
(сушка, морковка,
сухарь, яблоко со шкурой) пусть он его грызет, а Вы с семьей
продолжаете
кушать.
3. Помните, детям интересно есть
только то, что ест их мама, а в
последствии вся семья. Специальное пюре из баночки никогда ребенок
нормально
есть не будет. Он вообще скептически относиться к тому, что ему
подсовывают
что-то другое, чего все не едят.
4. Сейчас у ребенка задача научиться
переваривать пищу, которую едят в
его семье.
5. С молоком матери ребенок получает
все необходимые ферменты, которые
помогают ему справиться с взрослой пищей. Не отказывайте ребенку в
груди до,
после и вовремя прикармливания.
6. Не бывает вредных продуктов, это
мифы. Все, что Вы ели будучи
беременной и все, что Вы ели все эти 9 месяцев кормления, все это
ребенок уже
готов принимать и переваривать.
7. Не кормите ребенка насильно. Это
приводит к тому, что ребенок начинает
манипулировать взрослыми. Ваши действия в случае, если ребенок есть
отказывается такие: взяли его тарелку, забрали и съели всю, все, что в
ней
было, убрали со стола. Все. Обед закончен, теперь ждем следующего раза.
8. У ребенка не должно быть
свободного доступа к еде. Он в руки получает
только то, что Вы как мама ему выделите. Если ребенок бросил кусок или
начал им
играть, вы забираете и съедаете, показывая всем своим видом, что едой
нельзя
баловаться, еду надо только есть.
9. За столом никаких игрушек, только
еда. Все, кому есть неинтересно,
отправляются играть в комнату.
10. В течении дня нужно обеспечить
ребенку 4-6 разовое питание. Причем,
как сказано выше, не отдельное от всех, а именно с семьей. Если, Вы
сами так
часто есть не хотите, то идете просто пить чай и перекусывать, главное,
что бы
ребенок видел, что это не его лично пошли кормить, а это мама пошла
есть и его
взяла собой.
11. Если ребенок балуется или начал
играть, вы спокойно говорите, что у
нас за взрослым столом так не едят и спокойно отправляете его на пол
или в
комнату. Если он проситься опять, то берете, но
при первых признаках баловства,
опять «выгоняете» и уже третий раз не берете, до следующего приема пищи.
12. На глазах у ребенка пища не должна
выбрасываться, все только доедается
Вами или делается вид, что доедается. Нужно сформировать у
ребенка ощущение,
что пища это ценность, и никто не разрешит обращаться с ней не
надлежащим
образом.
Питание
и воспитание.
Подведем итог.
Основная
задача ребенка до 3-х
лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя
за
столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается
под
традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать
ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим
столом. Учится
пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить
добавку,
убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на
взрослых
и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать
ребенок. Эти
нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и
знакомства
с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится
управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
Для решения этих педагогических
задач в
формировании пищевого поведения
ребенка есть несколько простых правил:
· Правила
поведения ребенка на кухне и за
столом устанавливает мама.
· Мама
ест первая, не обремененная заботой о
накармливании ребенка.
· Отдельно
для ребенка ничего не готовится, еда
не перетирается в пюре.
· Еда
должна быть разнообразная, богатая
белками и углеводами.
· Диета
для кормящей мамы и её грудничка может
быть только в случае медицинских показаний.
· Нет
ограничений в прикладываниях к груди.
Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.
· Малыш
получает твердыми кусочками ту еду,
которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.
· Напитки,
и вообще жидкость ребенок пробует в
небольших порциях.
· Количество
съедаемой пищи увеличивается у
ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень
медленно.
· Ребенок
ест за общим столом, вместе со всеми.
· Между
основными усаживаниями за стол ребенок
кусочничает.
· Взрослые
едят с аппетитом, не акцентируя
внимание на ребенке.
· Еда
на столе должна быть в ограниченном
количестве.
· Малыш
не должен видеть, что еда
выбрасывается.
· Мама
не должна позволять малышу играть с
едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по
назначению».
· Если
ребенок не съел свой кусок, или оставил
еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
· Если
Ваш грудничок пока не проявляет интерес
к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!
Правила кормления – приучаем уважать
еду и
правильно вести себя за столом.
- Ребенка
категорически
нельзя кормить отдельно! Сажая ребенка за
отдельный стол и стул, мы превращаем этот процесс в специальную
процедуру баловства и развлечения, когда
все кругом занимаются только им, типа купания!
- За общий стол желательно ребенка до 8-11
месяцев сажать на колени к маме, а более старшего – на такой стул, с
которого он может САМ слезть. Как подходящий вариант - подушка на
взрослом стуле. Самостоятельно двигающийся ребенок должен иметь
возможность слезть со стола за куском, который уронил.
Иногда это проще организовать с маминых колен, так как
удобных стульев в доме нет, значит продолжаем сидеть на коленях., лет
до 1.5, когда сможем сами слезть с любого стула!
- Стол
должен
быть накрыт, и на нем все должно стоять так, чтобы маме было удобно. Выставлять блюда по одному можно только при наличии
большой семьи, в который все помогают собирать посуду, менять тарелки и
т.п. Для женщины, сидящей с малышом на руках за столом с еще одним –
двумя детьми, вставать со стола, чтобы что-то отнести - принести больше
2-ух раз очень неудобно! Поэтому выставить можно практически все, кроме
десерта, но некоторые блюда могут быть пока закрыты крышками или нарыты
салфеткой.
- Ребенка НИКОГДА не
кормят за сказки и пляски! Он ДОЛЖЕН
ПРОСИТЬ еду! По собственной инициативе мама может предложить 1
микродозу еды, для ребенка обучающегося есть или 1 чайною ложку – для
ребенка уже умеющего. Не съел – быстро съели за него
и больше ничего не предлагаем.
- Ребенка
никогда НЕ УГОВАРИВАЮТ сидеть за столом тихо, не капризничать или не
мешать – все эти действия пресекаются, причем немедленным выдворением
из-за стола. Выдворять можно под стол или в другую комнату. Важно,
чтобы ВСЕ. кто при этом присутствуют отнеслись к этому действу с
пониманием. Мама имеет ПРАВО так поступать, никто не вступается, не
жалеет, не комментирует, и уж тем более не реагирует на скандал,
который ребенок возможно закатит.
- Со стола встают,
закончив, есть, или по совершенно неотложным делам!
Желательно с совсем маленьким дитем даже не отбегать к
телефону, всем своим видом демонстрируя, что еда – важнее. Поэтому,
если ребенок закончил, есть раньше мамы или начал баловаться, мама
выносит его из-за стола, а сама ВОЗВРАЩАЕТСЯ ОБРАТНО. И доедает!
Спокойно и неторопливо. Важность и ценность еды демонстрируется ребенку
только таким отношением!
- У всех детей есть инстинкт
самосохранения, поэтому ребятенок НИКОГДА НЕ БУДЕТ ГОЛОДАТЬ! НЕ ЕСТ,
ЗНАЧИТ ГОЛОДА НЕТ!!!! Тем, кто сомневается. маленький психологический
этюд ( из книги В. Леви «Нестандартный ребенок», изложено своими
словами) У каждого взрослого есть такие виды еды, которые он не любит!
Вам, например, нравится вареный лук в супе? ну или придумайте еще
что-нибудь такое же мерзкое, склизкое и очень противное. А теперь
представьте себе, что великан, ростом с 4 Ваших сажает Вас в огромный
высокий стул под самый потолок и упорно пихает вам в рот огромную,
размером с тарелку, ложку, этого самого лука!!!! Представили?
Уговаривает, сказки рассказывает, и не отстанет, пока не проглотите!
Еще и проверит, проглотили ли! Убежать некуда! Мерзко? Думаете, что
мороженным было бы лучше? Хорошо, представьте, что с мороженным, но
каждый день, 3-4 раза в день, бадья мороженного, да еще и под потолком
и, и независим от оттого, хотите или нет! Если
воображение у Вас хорошее, Вы больше НИКОГДА не будете заставлять своих
детей есть!
|