Добро
пожаловать на сайт челябинской группы поддержки
естественного
вскармливания!
|
|||
Результаты научно-технической революции первым испытало на себе западное общество. Но сегодня и у нас никого не удивить детскими видеофильмами и компьютерными играми. Ну и что в этом плохого? - спросите вы, - ведь есть же компьютерные игры, развивающие мышление и реакцию ребенка. Есть передачи, увеличивающие запас знаний малыша. Однако давайте посмотрим, как обстоят дела там, где электоронный воспитательный "эксперимент" начался раньше, чем у нас. Развитие
ребенка и электронные няньки
Все больше малышей "осчастливливается" собственной теле- и видеотехникой и компьютерами. Дети трех-пяти лет смотрят телевизор в среднем 2 часа в день, а некоторые 5-6 часов. Плюс компьютерные игры и электронные игрушки. Это приводит к тому, что речевое общение в семье сводится к привычным функциональным фразам: "Не задерживайся", "Поспеши", "Не трогай" и односложным ответам детей: "Да" или "Нет". Сегодняшние мамы и папы сами росли в другом информационном пространстве, в их детстве просмотр телепрограмм занимал значительно меньше времени, чем сегодня у их собственных малышей. Более того, практически все считают, что к воспитанию детей нужно как можно раньше подключать информационные технологии. Ну разве может мать так красиво рассказать сказку, как диснеевский мультфильм? А спеть песенку лучше, чем на кассете? Может ли папа знать столько, сколько расскажет фильм или Интернет? Что плохого в компьютерной игре, если она базируется, например, на конструировании? Попробуем объяснить, почему эти "умные" машины не должны становиться няньками наших детей. Напряжение неподвижностиЧто происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Мышечная система человека работает, как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела (не только глаз) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном, не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, не только лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности. Которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана. Глаза и телевизорПри просмотре телевизора, глаза ребенка находятся в состоянии покоя. Кстати, этот факт используют в офтальмологических клиниках. После операции на глазах пациентам прописывают смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, так как это единственная возможность обеспечить мышцам глаз неподвижность. Но какие последствия это может иметь для здорового ребенка? Изображение на экране не может способствовать формированию пространственного и цветового зрения, так как определенные типовые цвета проецируются в виде отдельных точек на экран, что создает иллюзию объемного изображения. Согласно исследованиям врачей, этот зри тельный процесс не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, соответствующую работе в реальной действительности. Кроме того, зрительная информация должна пройти обработку в мозгу, что способствует развитию малыша. Но опять-таки, возле экрана телевизора этот процесс проходит иначе. Ведь при активном наблюдении ребенка за реальной жизнью, его глаза находятся в постоянном движении, воспринимая тонкие оттенки цветов и пространственные объекты. Работа мозгаПоток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление. Согласно социологическим исследованиям, проведенным западными учеными, ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно: творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром. Исследования (Гьобель, Гльокнер - Швейцария) свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации, отличает следующее:
Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет. Анализ литературы по вопросу влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их личностных качеств:
Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь. "Телеинвалиды"Установка на пассивное восприятие мира формирует личность с низкой активностью и творческим потенциалом "телеинвалида", как говорят зарубежные психологи и социологи. По их данным, большинство из 20-миллионной армии безработных Европы - "телеинвалиды". Мужчины и женщины, которые сейчас благополучно живут и активно работают, в детстве смотрели телевизор не более часа в неделю. Удовлетворительно приспособились ко взрослой жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть, 2 часа телепросмотра в день приводят к потере половины творческого потенциала. На 90 процентов можно лишить ребенка социальной активности, если позволять ему в дошкольном возрасте смотреть телевизор более 3 часов в день. Психологи советуют, чтобы ребенок до четырех лет (основной период созревания структур мозга - 80 процентов) не смотрел телевизор вообще. После шести лет (90 процентов) не более часа в неделю. После десяти лет - 2-3 часа в неделю. После шестнадцати лет ограничения можно снимать. КомпьютероманияОтдельно остановимся на вопросе общения с компьютером детей до тринадцати-пятнадцати лет. Так называемое творчество ребенка при работе с компьютером ограничивается определенной схемой, границы которой заданы извне. Деятельность ребенка сводится к перебору определенных вариантов, и творческая фантазия, развитие, исходящее от собственных усилий не стимулируется, а наоборот, угнетается. Компьютерные игры, безусловно, побуждают к готовности реагировать. Однако при этом отрабатывается автоматическая реакция, не связанная с мыслительной деятельностью. Это приводит к перевозбуждению нервной системы, несдержанности реакций ребенка в жизненных ситуациях. Кроме того, такое времяпровождение провоцирует радость манипулирования и удовольствия от саморазвлечения, полученного простым нажатием на кнопки. Это может в будущем привести к проблемам, связанным с выбором подростком легких и пагубных путей получения удовольствия, о которых уже упоминалось. С четырех до пятнадцати лет у ребенка происходит формирование социальности. Он учится понимать других людей, общаться с ними. Если ребенок (особенно часто это встречается у подростков) живет в виртуальном мире, общается с машиной, он уходит от реальной жизни. Ведь компьютер не обидит и не обидится, его поведение всегда предсказуемо. Если такое общество заменяет общение с семьей, ровесниками, у ребенка возникают серьезные трудности в социальной адаптации. Именно поэтому западные психологи встревожены компьютероманией среди подростков. После
пятнадцати лет, когда заканчивается
формирование основ образного, творческого мышления, волевой и моральной
сферы человека, осознание закономерностей окружающего мира, - наступает
время использования компьютера. Но не как игрушки или друга, а как
инструмента продуктивной работы. Заметим, что в развитых странах
Западной Европы и в Америке, большая часть семей имеет компьютеры, и
дети с ними знакомы с пеленок. Но почему-то эти страны приглашают
программистов именно из Украины и стран СНГ и ценят их как творчески
активных работников. Может, потому, что наши ведущие программисты
впервые подошли к компьютерам в старших классах, а кто-то вообще, по
окончании школы. К сожалению, подобные исследования в нашей стране пока
не проводились. Черный ящикПодготовила М. Перцева Это всегда
поединок между прогулками и
сидением перед телевизором. И все чаще побеждает последний. Что делать
родителям: выключать "ящик" железной рукой или идти на компромиссы?
Самые распространенные варианты комментирует канд. медицинских наук
Ирина Ивановна Чукаева Однако опыт
доказывает обратное. Американские
исследователи попытались выяснить, кто проводит у экрана больше времени
- дети, в чьей спальне поставлен собственный телевизор, или ребятишки,
лишенные подобной привилегии. Казалось бы, в первом случае ребенок,
заполучивший "ящик" в полное пользование, должен к нему охладеть. Но
результаты исследования показали, что ничего подобного не происходит.
Обладатели собственных телевизоров смотрели их при каждом удобном
случае, не проявляя никакой разборчивости. Так что доверие к детям
похвально, но все-таки лучшее место для телевизора - на "общей"
территории, в гостиной. Даже если
гипотетически представить ситуацию полного
послушания, вреда от подобной диктатуры может быть больше, чем пользы.
Среди сверстников ребенок заработает репутацию "недоразвитого, с
которым и поговорить-то не о чем", а это грозит серьезной
психологической травмой. Как сказать
"нет"
Если вы повели войну с телевизором, стоит приготовиться к серьезному отпору со стороны ребенка. О том, как избежать лишних споров и слез, рассказывает практикующий психолог, кандидат психологических наук Наталья Алексеевна Звонарева. - Заранее
оговорите с ребенком список "дозволенных"
телепрограмм. При этом ни в коем случае не указывайте в командном
порядке: "Это будешь смотреть, это не будешь, а об этом даже не
мечтай". Составлять список нужно вместе, обсуждая, какие из передач
самые интересные, и их обидно пропустить, а какие так себе - и смотреть
не стоит. Помните, что в хорошей детской передаче обязательно
должны присутствовать
три
аспекта: развитие, обучение и воспитание. Смиритесь с
тем, что ребенка нельзя полностью
оградить от всего, что происходит. Чем дольше он живет под колпаком,
созданным заботливыми родителями, тем сильнее испытает шок, когда
окунется в реальную жизнь. Лучшее решение -тщательно отбирать и
дозировать информацию, которую ваш сын или дочь получает по телевизору.
А главное - предлагать ребенку альтернативу сидению перед голубым
экраном, на собственном примере показывать, что телевизор - лишь
небольшая и далеко не самая интересная часть жизни. Не может детство без экранаИ. Ковалева Сын уткнулся в телевизор. Лицо напряженное, он весь - там: переживает, пугается, негодует. Щеки раскраснелись, зрачки расширены, пульс частит... Компьютерные игры заменяют нынче беготню на свежем воздухе, а телевизор заслонил бабушкины сказки и детские книжки. Таково веяние времени, и к нему нужно приспосабливаться. Главное, чтобы экран, открывающий ребенку мир потрясающих впечатлений, творческих возможностей и новой информации, не оказался на самом деле окном, распахнутым в болезнь.
Психологи
считают, что западные
мультфильмы имеют высокий коэффициент скрытой агрессии. Это относится и
к знаменитым диснеевским лентам, таким, как "Белоснежка и семь гномов",
"Красавица и чудовище". Что уж говорить о заполнившем воскресный экран
"Чокнутом" и компьютерных японских мультсериалах! Расплата - страхи,
ночные кошмары, заикание... А вот мультики советской поры абсолютно
беззлобны. Их, говорят, с удовольствием смотрит даже папа римский. Мерцающий припадокТелеэкран, как известно, мерцает: за секунду на нем сменяется 24 кадра. Это утомительно для глаз, нехорошо для нервной системы, даже если сам ребенок не смотрит передачу, а просто находится в комнате, где телевизор работает. Результаты самые безрадостные: от капризов, упрямства, агрессивности, головной боли, бессонницы до заикания, истерических припадков и судорог, когда ритмическая стимуляция сетчатки светом приводит к так называемой фотосенситивной эпилепсии. Возникает она при просмотре телепередач или во время компьютерных игр: ребенок внезапно попадает под гипноз изображения - не в силах оторвать взгляд от экрана медленно подходит к нему, а затем развивается генерализованный судорожный приступ. Советы невропатологовДо 3 лет телевизор ребенку смотреть вообще нельзя! Возможно, посвящение в телезрители придется отложить до 5-6 (!) лет, если у ребенка были:
Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизионного экрана не больше 15 минут в день, 5-6-летние - максимум 30 минут, младшие школьники - 1-1,5 часа 2-3 раза в неделю. Уже созданы компьютеры для 3-летних детей с крупной клавиатурой и колесом штурвала, чтобы облегчить управление. Не спешите приобретать новинку! Для нервной системы и зрения малыша лучше, если знакомство с компьютером состоится не раньше 8 лет. Детям 8-10 лет не позволяйте играть в компьютерные игры больше часа, а после 11 лет - больше 1,5 часа вдень. Не усаживайте ребенка за уроки сразу же после телепередачи или игры на компьютере. Чтобы нервная система быстрее восстановилась и глаза отдохнули, пусть хотя бы на четверть часа выйдет на свежий воздух, а вы тем временем проветрите комнату. Бьет "парусом" по глазамБольшинство детей рождаются дальнозоркими, а нормальное зрение приобретают лишь к 6-7 годам. Поэтому им сложно рассматривать мелкие изображения вблизи - на экране дисплея -и вглядываться в телевизор, особенно черно-белый: глаза при этом устают быстрее, чем от другой зрительной работы. Из-за перенапряжения аккомодационных мышц у маленького ребенка могут возникнуть косоглазие, близорукость или другие расстройства зрения. Рассматривая предмет, глаза автоматически делают быстрые движения - так называемые саккады (по-французски "хлопок паруса на ветру"). В однообразном или, как говорят специалисты, гомогенном зрительном поле, когда на дисплее мелкий и сливающийся с фоном текст или на новое изображение накладываются следы старого при длительном послесвечении монитора, глазу становится не за что зацепиться, из-за чего нарушается нервная регуляция саккад. Результат - подергивания глазных яблок (нистагм), картинка "прыгает" и двоится перед глазами, появляются головная боль, тошнота и рвота. Советы окулистов
Гены на полеПрибор для измерения статического электричества зашкаливает в полуметре от работающего телевизора. Интенсивность же электромагнитного поля в этом радиусе сравнительно невысока. Но именно такое слабое поле, по наблюдениям немецкого ученого Пресмана, с момента зачатия и до половой зрелости вмешивается в считывание генетической информации и электрофизиологические процессы в клетках человека. Результат: в тяжелых случаях -наследственные болезни, нарушения развития и сбои в работе внутренних органов, задержка роста, в легких - головная боль, бессонница. Все это относится и к компьютеру, если ребенок не расстается с ним долгое время. Советы врачей - гигиенистов
Голубой леденецПсихологи пришли к выводу, что сами по себе движение на экране и звук завораживают человека, удерживая внимание независимо от того, интересна ему передача или нет. И если жизнь ребенка бедна другими впечатлениями, а родители используют телевидение как средство развлечь и занять его, когда сами заняты, малыш рискует стать заядлым телеманом со всеми вытекающими отсюда не лучшими последствиями. Специалисты
тревожатся и по поводу наркотизирующего
действия компьютерных игр. Особенно грешит этим игра в так называемую
виртуальную реальность, когда дети отгораживаются от внешнего мира
специальными шлемами, по заданной программе воспроизводящими в цвете и
звуке образы, которых в действительности не существует. |
|||
Бесплатные телефонные консультации:
Шевченко Мария Владимировна т: (351) 252-25-91; Рязанцева Анна Юрьевна т: (351) 771-48-27. Вопросы по организации грудного вскармливания, а также предложения по сайту принимаются здесь. |