Добро пожаловать на сайт челябинской группы поддержки естественного                     вскармливания!
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

О НАС И НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НОВОСТИ САЙТА

ФОТОКОНКУРС

НОВОСТИ СО ВСЕГО МИРА
Даже драконы кормят грудью....

ДЛЯ БУДУЩИХ МАМ
ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
ПРИКОРМ

ОБ УХОДЕ ЗА РЕБЕНКОМ

О НОШЕНИИ НА РУКАХ И ПРО СЛИНГ

СЛИНГ в Челябинске

СОВМЕСТНЫЙ СОН МАМЫ И РЕБЕНКА

ВЫСАЖИВАНИЕ "НА ГОРШОК" С РОЖДЕНИЯ

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

ПОДБОРКИ СТАТЕЙ
БИБЛИОТЕКА
Гостевая книга

Электронные няни - добро или зло?

(о влиянии просмотра телевизора на здоровье ребенка)

Журнал "Мир семьи", консультант - психолог, учитель - методист, доцент Научно-методического центра среднего образования Министерства образования Украины, кандидат физико-математических наук Г. В. Апостолова

    Сегодня мы не мыслим воспитания ребенка без телевизора и прочих благ цивилизации. Я знаю любящую бабушку, которая долгое время мужественно отказывала себе во всем, собирая деньги на видеомагнитофон для любимой внучки. Ведь развитие ребенка - прежде всего!

    Результаты научно-технической революции первым испытало на себе западное общество. Но сегодня и у нас никого не удивить детскими видеофильмами и компьютерными играми. Ну и что в этом плохого? - спросите вы, - ведь есть же компьютерные игры, развивающие мышление и реакцию ребенка. Есть передачи, увеличивающие запас знаний малыша. Однако давайте посмотрим, как обстоят дела там, где электоронный воспитательный "эксперимент" начался раньше, чем у нас.

    Развитие ребенка и электронные няньки

  • В 1990 году американские ученые провели исследование, очень жестокое по своим результатам. Тем не менее, рассказать о нем родителям стоит хотя бы для того, чтобы они поняли важность обсуждаемой темы. Младенцев из приютов пытались научить говорить... с помощью телевизора. Взрослые обслуживали малышей, но не общались с ними. Все разговоры с крошками вела электронная техника. Дети не научились разговаривать, более того, от недостатка эмоционального контакта очень пострадало их психическое и физическое здоровье.

  • В 1996 году английский ученый Селия Вард опубликовала результаты десятилетних исследований, предметом которых было использование электронной техники для воспитания детей. Она убедительно доказала: если родители в качестве няни использовали телевизор и компьютер, то к девятимесячному возрасту у 20 процентов детей наблюдалось отставание в развитии. В трехлетнем возрасте 30 процентов малышей отставали в развитии уже на один год. У них была речь двухлетнего ребенка, отклонения в координации движений, нарушения двигательной сферы и сенсорного развития (сферы чувств).

  • У современных родители не хватает времени на речевое общение со своими детьми. Согласно исследованиям Борбонуса (Германия), мать, в среднем, разговаривает с ребенком 12 минут в сутки, а вот "немой эфир" (когда родители вместе с детьми смотрят телевизор) занимает около 3,5 часов в день.

    Все больше малышей "осчастливливается" собственной теле- и видеотехникой и компьютерами. Дети трех-пяти лет смотрят телевизор в среднем 2 часа в день, а некоторые 5-6 часов. Плюс компьютерные игры и электронные игрушки. Это приводит к тому, что речевое общение в семье сводится к привычным функциональным фразам: "Не задерживайся", "Поспеши", "Не трогай" и односложным ответам детей: "Да" или "Нет".

    Сегодняшние мамы и папы сами росли в другом информационном пространстве, в их детстве просмотр телепрограмм занимал значительно меньше времени, чем сегодня у их собственных малышей.

    Более того, практически все считают, что к воспитанию детей нужно как можно раньше подключать информационные технологии. Ну разве может мать так красиво рассказать сказку, как диснеевский мультфильм? А спеть песенку лучше, чем на кассете? Может ли папа знать столько, сколько расскажет фильм или Интернет? Что плохого в компьютерной игре, если она базируется, например, на конструировании? Попробуем объяснить, почему эти "умные" машины не должны становиться няньками наших детей.

    Напряжение неподвижности

    Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Мышечная система человека работает, как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела (не только глаз) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном, не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, не только лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности. Которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.

    Глаза и телевизор

    При просмотре телевизора, глаза ребенка находятся в состоянии покоя. Кстати, этот факт используют в офтальмологических клиниках. После операции на глазах пациентам прописывают смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, так как это единственная возможность обеспечить мышцам глаз неподвижность. Но какие последствия это может иметь для здорового ребенка?

    Изображение на экране не может способствовать формированию пространственного и цветового зрения, так как определенные типовые цвета проецируются в виде отдельных точек на экран, что создает иллюзию объемного изображения. Согласно исследованиям врачей, этот зри тельный процесс не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, соответствующую работе в реальной действительности.

    Кроме того, зрительная информация должна пройти обработку в мозгу, что способствует развитию малыша. Но опять-таки, возле экрана телевизора этот процесс проходит иначе. Ведь при активном наблюдении ребенка за реальной жизнью, его глаза находятся в постоянном движении, воспринимая тонкие оттенки цветов и пространственные объекты.

    Работа мозга

    Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать.

    Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление.

    Согласно социологическим исследованиям, проведенным западными учеными, ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно: творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром.

    Исследования (Гьобель, Гльокнер - Швейцария) свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации, отличает следующее:

  • они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;

  • ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует;

  • ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;

  • интерес к определенным предметам неглубокий;

  • в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;

  • неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами;

  • проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.

    Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет.

    Анализ литературы по вопросу влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их личностных качеств:

  • речь как способ общения остается примитивной;

  • способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

  • при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;

  • школьник практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы);

  • активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. По-этому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;

  • в будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);

  • развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте);

  • после просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности.

    Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь.

    "Телеинвалиды"

    Установка на пассивное восприятие мира формирует личность с низкой активностью и творческим потенциалом "телеинвалида", как говорят зарубежные психологи и социологи.

    По их данным, большинство из 20-миллионной армии безработных Европы - "телеинвалиды". Мужчины и женщины, которые сейчас благополучно живут и активно работают, в детстве смотрели телевизор не более часа в неделю. Удовлетворительно приспособились ко взрослой жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть, 2 часа телепросмотра в день приводят к потере половины творческого потенциала. На 90 процентов можно лишить ребенка социальной активности, если позволять ему в дошкольном возрасте смотреть телевизор более 3 часов в день.

    Психологи советуют, чтобы ребенок до четырех лет (основной период созревания структур мозга - 80 процентов) не смотрел телевизор вообще. После шести лет (90 процентов) не более часа в неделю. После десяти лет - 2-3 часа в неделю. После шестнадцати лет ограничения можно снимать.

    Компьютеромания

    Отдельно остановимся на вопросе общения с компьютером детей до тринадцати-пятнадцати лет. Так называемое творчество ребенка при работе с компьютером ограничивается определенной схемой, границы которой заданы извне. Деятельность ребенка сводится к перебору определенных вариантов, и творческая фантазия, развитие, исходящее от собственных усилий не стимулируется, а наоборот, угнетается.

    Компьютерные игры, безусловно, побуждают к готовности реагировать. Однако при этом отрабатывается автоматическая реакция, не связанная с мыслительной деятельностью. Это приводит к перевозбуждению нервной системы, несдержанности реакций ребенка в жизненных ситуациях. Кроме того, такое времяпровождение провоцирует радость манипулирования и удовольствия от саморазвлечения, полученного простым нажатием на кнопки. Это может в будущем привести к проблемам, связанным с выбором подростком легких и пагубных путей получения удовольствия, о которых уже упоминалось.

    С четырех до пятнадцати лет у ребенка происходит формирование социальности. Он учится понимать других людей, общаться с ними. Если ребенок (особенно часто это встречается у подростков) живет в виртуальном мире, общается с машиной, он уходит от реальной жизни. Ведь компьютер не обидит и не обидится, его поведение всегда предсказуемо. Если такое общество заменяет общение с семьей, ровесниками, у ребенка возникают серьезные трудности в социальной адаптации. Именно поэтому западные психологи встревожены компьютероманией среди подростков.

    После пятнадцати лет, когда заканчивается формирование основ образного, творческого мышления, волевой и моральной сферы человека, осознание закономерностей окружающего мира, - наступает время использования компьютера. Но не как игрушки или друга, а как инструмента продуктивной работы. Заметим, что в развитых странах Западной Европы и в Америке, большая часть семей имеет компьютеры, и дети с ними знакомы с пеленок. Но почему-то эти страны приглашают программистов именно из Украины и стран СНГ и ценят их как творчески активных работников. Может, потому, что наши ведущие программисты впервые подошли к компьютерам в старших классах, а кто-то вообще, по окончании школы. К сожалению, подобные исследования в нашей стране пока не проводились.

Черный ящик

Подготовила М. Перцева

    Это всегда поединок между прогулками и сидением перед телевизором. И все чаще побеждает последний. Что делать родителям: выключать "ящик" железной рукой или идти на компромиссы? Самые распространенные варианты комментирует канд. медицинских наук Ирина Ивановна Чукаева

      Мне спокойнее, когда ребенок дома и смотрит телевизор, чем когда гуляет на улице.

    - Вообще-то телевизор может стать для ребенка еще худшим товарищем, нежели сомнительная уличная компания. Ведь он способен нанести реальный вред здоровью. Речь не только об ухудшении зрения: обычно посиделки у телевизора сопровождаются поглощением бутербродов, чипсов, орешков, все это запивается кока-колой... Как показали исследования, дети, которые проводят много времени у телевизора, ведут малоподвижный образ жизни и чаще страдают ожирением. А оно способствует развитию других заболеваний, вплоть до сердечно-сосудистых и диабета.

    Строгая договоренность: сын смотрит все, что хочет, но не больше двух часов в день.

    - Два часа - слишком много. По международным нормам, детям до 3-4 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор; после 4 лет можно показывать малышу 15-минутную детскую телепрограмму. Школьникам разрешается проводить перед экраном не более полутора часов в день, причем желательно с 20-минутным перерывом. Для детей с плохим зрением или повышенной возбудимостью время телесеансов должно быть сокращено до минимума.
    Кроме того, договоренность насчет времени решает только часть проблемы. К сожалению, мы живем не в Швеции, где показ передач с элементами секса и насилия запрещен до 21:00. В ваше отсутствие ребенок может выбрать как мультфильм, так и кровавый триллер. Эпизоды насилия на экране могут быть спроецированы им на реальную жизнь. Психологи единогласно отмечают, что такие дети на порядок агрессивнее своих сверстников.

    Ребенок - самостоятельная личность. У него есть свой телевизор: пусть смотрит и делает выводы.

    Еще одна крайность. У некоторых родителей присутствует странная уверенность: отнесись к ребенку на равных, дай ему полную свободу - и он тотчас научится проявлять умеренность, свойственную взрослым умным людям.

    Однако опыт доказывает обратное. Американские исследователи попытались выяснить, кто проводит у экрана больше времени - дети, в чьей спальне поставлен собственный телевизор, или ребятишки, лишенные подобной привилегии. Казалось бы, в первом случае ребенок, заполучивший "ящик" в полное пользование, должен к нему охладеть. Но результаты исследования показали, что ничего подобного не происходит. Обладатели собственных телевизоров смотрели их при каждом удобном случае, не проявляя никакой разборчивости. Так что доверие к детям похвально, но все-таки лучшее место для телевизора - на "общей" территории, в гостиной.

    В конце концов, от книг тоже портится зрение. Может быть, просто выбирать для ребенка интересные программы?

    - Разница между телевизором и книгой огромная. Во время чтения включается внутренний анализатор: мы пытаемся образно представить прочитанное. Та же информация, усвоенная с телеэкрана, лишает необходимости фантазировать. Глазам предстает готовая картинка -ни отнять, ни прибавить. В итоге дети, отдающие предпочтение телевизору, теряют навык образного мышления. Исследования показывают, что даже у взрослых любителей телепрограмм наблюдается снижение интеллектуального уровня.

    Я и сам телевизор не смотрю, и ребенку строго запрещаю.

    - Невозможно контролировать ребенка 24 часа в сутки. Он станет смотреть телевизор у знакомых, - разве вы этого хотели?

    Даже если гипотетически представить ситуацию полного послушания, вреда от подобной диктатуры может быть больше, чем пользы. Среди сверстников ребенок заработает репутацию "недоразвитого, с которым и поговорить-то не о чем", а это грозит серьезной психологической травмой.

    Как сказать "нет"

    Если вы повели войну с телевизором, стоит приготовиться к серьезному отпору со стороны ребенка. О том, как избежать лишних споров и слез, рассказывает практикующий психолог, кандидат психологических наук Наталья Алексеевна Звонарева.

    - Заранее оговорите с ребенком список "дозволенных" телепрограмм. При этом ни в коем случае не указывайте в командном порядке: "Это будешь смотреть, это не будешь, а об этом даже не мечтай". Составлять список нужно вместе, обсуждая, какие из передач самые интересные, и их обидно пропустить, а какие так себе - и смотреть не стоит. Помните, что в хорошей детской передаче обязательно должны присутствовать три аспекта: развитие, обучение и воспитание.

    Как правило, у ребенка уже есть собственные предпочтения. Если его выбор пал не на лучший телепродукт, не спешите категорично заявлять об этом и осуждать его выбор: "Чтобы такую глупость смотреть, надо себя не уважать!" Отнеситесь к "телебраку" с юмором: "В этом мультике у главного героя даже рот не открывается. Интересно, как же он разговаривает?" Пускай ребенок поиронизирует вместе с вами. Так он быстрее научится отличать хорошее от плохого.

    Смиритесь с тем, что ребенка нельзя полностью оградить от всего, что происходит. Чем дольше он живет под колпаком, созданным заботливыми родителями, тем сильнее испытает шок, когда окунется в реальную жизнь. Лучшее решение -тщательно отбирать и дозировать информацию, которую ваш сын или дочь получает по телевизору. А главное - предлагать ребенку альтернативу сидению перед голубым экраном, на собственном примере показывать, что телевизор - лишь небольшая и далеко не самая интересная часть жизни.

Не может детство без экрана

И. Ковалева

    Сын уткнулся в телевизор. Лицо напряженное, он весь - там: переживает, пугается, негодует. Щеки раскраснелись, зрачки расширены, пульс частит... Компьютерные игры заменяют нынче беготню на свежем воздухе, а телевизор заслонил бабушкины сказки и детские книжки. Таково веяние времени, и к нему нужно приспосабливаться. Главное, чтобы экран, открывающий ребенку мир потрясающих впечатлений, творческих возможностей и новой информации, не оказался на самом деле окном, распахнутым в болезнь.

    Психологи считают, что западные мультфильмы имеют высокий коэффициент скрытой агрессии. Это относится и к знаменитым диснеевским лентам, таким, как "Белоснежка и семь гномов", "Красавица и чудовище". Что уж говорить о заполнившем воскресный экран "Чокнутом" и компьютерных японских мультсериалах! Расплата - страхи, ночные кошмары, заикание... А вот мультики советской поры абсолютно беззлобны. Их, говорят, с удовольствием смотрит даже папа римский.

    Проводя перед экраном в среднем 20 часов неделю, к подростковому возрасту ребенок видит 18 тысяч убийств и около 30 тысяч постельных сцен, расплачиваясь за это неврозами и агрессией.

    Мерцающий припадок

    Телеэкран, как известно, мерцает: за секунду на нем сменяется 24 кадра. Это утомительно для глаз, нехорошо для нервной системы, даже если сам ребенок не смотрит передачу, а просто находится в комнате, где телевизор работает. Результаты самые безрадостные: от капризов, упрямства, агрессивности, головной боли, бессонницы до заикания, истерических припадков и судорог, когда ритмическая стимуляция сетчатки светом приводит к так называемой фотосенситивной эпилепсии. Возникает она при просмотре телепередач или во время компьютерных игр: ребенок внезапно попадает под гипноз изображения - не в силах оторвать взгляд от экрана медленно подходит к нему, а затем развивается генерализованный судорожный приступ.

    Советы невропатологов

    До 3 лет телевизор ребенку смотреть вообще нельзя! Возможно, посвящение в телезрители придется отложить до 5-6 (!) лет, если у ребенка были:

  • перинатальная энцефалопатия до года;

  • судороги, в том числе спровоцированные высокой температурой;

  • черепно-мозговая травма;

  • воспалительные или иные заболевания мозга;

  • заикание;

  • возбудимость, капризы, быстрая утомляемость, жалобы на головную боль;

  • поверхностный сон ночью и отказ от дневного сна.

    Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизионного экрана не больше 15 минут в день, 5-6-летние - максимум 30 минут, младшие школьники - 1-1,5 часа 2-3 раза в неделю.

    Уже созданы компьютеры для 3-летних детей с крупной клавиатурой и колесом штурвала, чтобы облегчить управление. Не спешите приобретать новинку! Для нервной системы и зрения малыша лучше, если знакомство с компьютером состоится не раньше 8 лет. Детям 8-10 лет не позволяйте играть в компьютерные игры больше часа, а после 11 лет - больше 1,5 часа вдень. Не усаживайте ребенка за уроки сразу же после телепередачи или игры на компьютере. Чтобы нервная система быстрее восстановилась и глаза отдохнули, пусть хотя бы на четверть часа выйдет на свежий воздух, а вы тем временем проветрите комнату.

    Бьет "парусом" по глазам

    Большинство детей рождаются дальнозоркими, а нормальное зрение приобретают лишь к 6-7 годам. Поэтому им сложно рассматривать мелкие изображения вблизи - на экране дисплея -и вглядываться в телевизор, особенно черно-белый: глаза при этом устают быстрее, чем от другой зрительной работы. Из-за перенапряжения аккомодационных мышц у маленького ребенка могут возникнуть косоглазие, близорукость или другие расстройства зрения.

    Рассматривая предмет, глаза автоматически делают быстрые движения - так называемые саккады (по-французски "хлопок паруса на ветру"). В однообразном или, как говорят специалисты, гомогенном зрительном поле, когда на дисплее мелкий и сливающийся с фоном текст или на новое изображение накладываются следы старого при длительном послесвечении монитора, глазу становится не за что зацепиться, из-за чего нарушается нервная регуляция саккад. Результат - подергивания глазных яблок (нистагм), картинка "прыгает" и двоится перед глазами, появляются головная боль, тошнота и рвота.

    Советы окулистов

  • Если у ребенка косоглазие, близорукость, астигматизм, повышено внутриглазное давление, другие расстройства зрения или наследственная предрасположенность к ним, о допустимой зрительной нагрузке посоветуйтесь с окулистом.

  • Цветной телевизор смотреть менее вредно, чем черно-белый: яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц.

  • Минимальное "безопасное" расстояние при размере телеэкрана 35-47 см по диагонали -2м, при размере 50-61 см - 3-5 м. Высота нижнего края экрана над полом - 80-90 см.

  • Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа.

  • Экран компьютера не должен мерцать, иметь цветовые пятна и полосы, накладывать новое изображение на след старой картинки, высвечивать тень сбоку от ярких или темных горизонтальных линий.

  • Установите дисплей так, чтобы нижний край был выдвинут вперед по сравнению с верхним, - наклон экрана облегчает зрительную работу.

  • Экран компьютера должен быть как минимум в 50-70 см от глаз ребенка при условии, что линия взора приходится на его центр.

  • После получаса, проведенного у экрана телевизора, и 10-15 минут у дисплея ребенку нужен в идеале 10-минутный перерыв. Попросите его хотя бы просто посмотреть вдаль, в окно.  

  • Объясните сыну или дочери, что нельзя "прилипать" к экрану сразу после чтения, письма, рисования или придя из школы, а от телепередачи и компьютерной игры тут же переходить к другой зрительной работе. Глазам нужен отдых!

    Гены на поле

    Прибор для измерения статического электричества зашкаливает в полуметре от работающего телевизора. Интенсивность же электромагнитного поля в этом радиусе сравнительно невысока. Но именно такое слабое поле, по наблюдениям немецкого ученого Пресмана, с момента зачатия и до половой зрелости вмешивается в считывание генетической информации и электрофизиологические процессы в клетках человека.

    Результат: в тяжелых случаях -наследственные болезни, нарушения развития и сбои в работе внутренних органов, задержка роста, в легких - головная боль, бессонница. Все это относится и к компьютеру, если ребенок не расстается с ним долгое время.

    Советы врачей - гигиенистов

  • Следите, чтобы ребенок не переступал черту опасной зоны: у телевизора она начинается на расстоянии, равном утроенному диаметру экрана, у компьютера - в полуметре от дисплея. Лучше всего иметь дома телевизор с дистанционным управлением.

  • Не покупайте компьютерную приставку к телевизору: его нельзя использовать в качестве игрового дисплея, иначе ребенок будет сидеть слишком близко к экрану.

  • Приобретите защитный экран к компьютеру, если его нет в самом дисплее.

  • Неработающие электроприборы выключайте из сети: это уменьшит "электрическое загрязнение" вашего дома.

  • Электростатическое поле вокруг телевизоров и компьютеров притягивает к ним пыль: ее нужно не только ежедневно стирать с экрана, но и периодически "высасывать" из-под обшивки корпуса пылесосом.

  • Покупка широко рекламируемых "биотелевизоров" не освобождает от этих правил. Между прочим, самая сочная трава растет на кладбищах...

    Голубой леденец

    Психологи пришли к выводу, что сами по себе движение на экране и звук завораживают человека, удерживая внимание независимо от того, интересна ему передача или нет.

    И если жизнь ребенка бедна другими впечатлениями, а родители используют телевидение как средство развлечь и занять его, когда сами заняты, малыш рискует стать заядлым телеманом со всеми вытекающими отсюда не лучшими последствиями.

    Специалисты тревожатся и по поводу наркотизирующего действия компьютерных игр. Особенно грешит этим игра в так называемую виртуальную реальность, когда дети отгораживаются от внешнего мира специальными шлемами, по заданной программе воспроизводящими в цвете и звуке образы, которых в действительности не существует.
 
    Вы, мама, и вы, папа, станьте самым желанным и привлекательным объектом внимания для сына или дочки. Читайте вслух, показывайте диафильмы, сочиняйте сказки, играйте, гуляйте вместе, ходите в театр, в цирк -тогда видеотехника (как ей и подобает!) займет в жизни ребенка скромное место.


Источник: 
http://infmed.narod.ru/



Бесплатные телефонные консультации:

      Шевченко Мария Владимировна   т: (351) 252-25-91;

       Рязанцева Анна Юрьевна              т: (351) 771-48-27.

Вопросы по организации грудного вскармливания, а также предложения по сайту принимаются  здесь.



Сайт управляется системой uCoz