Добро
пожаловать на сайт челябинской группы поддержки
естественного
вскармливания!
|
||
Не бойтесь ручного ребенка!Когда
я еще была беременна Лизой, то, как и многие женщины, мысленно рисовала
себе образ будущего ребенка, пыталась представить себе дальнейшую
совместную жизнь с малышом, обдумывала возможные трудности и пути их
решения. Поскольку у меня есть брат, моложе меня на 14 лет, в
выращивании и воспитании которого я принимала непосредственное участие,
в основном я представляла, что такое грудной ребенок и как с ним
обращаться. Не было у меня лишь опыта кормления грудью, и как кошмар
вспоминалось то время, когда Дима, в связи с ремонтом квартиры не
имевший возможности ползать, целый день не слезал с рук и требовал
неотступного внимания. Поэтому все прелести «ручного ребенка» я
испытала еще на брате, и не очень хотела повторения. Тем более, что
такой няньки, какой в свое время была я для брата, у меня не
предвиделось. Но в то же время и воспитывать ребенка жесткими методами,
подгоняя под себя, для меня казалось неприемлемым, слова «дать
проораться» вызывали ужас. Опять же я еще во время беременности узнала
о кормлении по требованию, неотъемлемой частью которого и
является нахождение ребенка неотлучно при маме. В общем, я решила, что
будет так, как время покажет, посмотрим, какой будет ребенок и какие
обстоятельства.
«Опытная» соседкаКогда Лиза родилась, моей
соседкой по
роддомовской
палате оказалась женщина, родившая второго ребенка. Первому ее сыну
было уже семь лет. Конечно, не обошлось без большого количества советов
с ее стороны. Какие-то советы оказались ценными и впоследствии
пригодились, какие-то были абсолютно бредовыми, но это я поняла уже
потом на собственном опыте, тогда же внимала, открыв рот. Одним из
советов соседки оказался совет не приучать ребенка к рукам, потому что
«я старшего приучила, все думала, ах маленький, ах жалко, а был
какой-то кошмар, совсем на шею сел». Слова соседки были убедительны,
несмотря на то, что она так и не уточнила подробности «кошмара» и то,
каким именно образом ребенок сидел у нее на многострадальной шее. Но
ведь сидел же… опыт же есть… и брат мой на шее тоже сидел, помню,
точно. Может и правда – не приучать? И я не приучала, героически катая
ночами пластиковую прозрачную люльку, вместо того, чтобы просто
положить ребенка рядом с собой. Правда, надо сказать, что я никогда не
могла слушать спокойно плач своей дочки, поэтому, когда той становилось
без мамы совсем невмоготу, и она громогласно об этом заявляла, я
забывала про «шеи» и другие части тела и брала ее на руки.
Наконец мы приехали с дочкой домой, дома ждала толпа счастливых родственников и замечательная кроватка с бампером и балдахином, оформленная в солнечно-желтых тонах, под цвет такой же солнечно-желтой комнаты. Когда я впервые положила дочку на это царское ложе, то поразилась несоответствию крошечного младенческого тельца и этого огромного пространства. Дочка со мной совершенно согласилась и закатила дикий скандал. С огромным трудом ее удалось уложить в кроватке, проснулась Лиза через полчаса, пососала грудь и досыпала еще полчаса на моих руках. Решено было к кроватке ребенка все-таки приучать, но воспитательный процесс ограничивался лишь дневным временем, я решила, что ночь для сна, а не для воспитания, поэтому пусть ест ночью столько раз, сколько хочет, и спит, где хочет, только пусть молчит. В итоге ребенок спал ночь между мной и мужем. Лишь на эту, шестую от рождения дочери ночь у меня пришло молоко и Лизавета, видимо в шоке от свалившегося на нее счастья, наелась до изумления и мирно проспала почти всю ночь, начав возиться и прикладываться лишь под утро. Я! Занимаюсь ребенком!Множество последующих дней прошли под знаменем Я! ЗАНИМАЮСЬ! РЕБЕНКОМ! Была вызвана мама для приготовления еды и уборки помещения, мне было некогда. А действительно, когда? Полчаса минимум Лиза сосет, а в умных книжках написано, что когда ребенок сосет грудь, мама должна с умилением взирать на сей процесс, а не заниматься чем-нибудь посторонним. Замечательная рекомендация, вот только рассчитана она на шестиразовый режим кормления, а вовсе не на двадцатипятиразовый. Еще минут 10 после каждой кормежки занимает ритуал выпускания воздуха, минут 15 после еды ребенок изучает мир, тут уж я обязательно должна быть рядом. А потом начинается долгий увлекательный процесс приучения-ребенка-к-кроватке. Лиза сосет, засыпает у меня на руках, и я со всеми предосторожностями опускаю ее в кровать. Медленно отхожу от кровати, стараясь не дышать, но все равно, стоит мне достигнуть двери, как из кроватки доносится характерный скрипучий звук, тут же переходящий в громкий рев, если я немедленно не возникаю в поле зрения. И начинай все сначала – грудь, засыпание, перекладывание. Часа через 3 мне удавалось, наконец, усыпить ребенка, я бессильно валилась в кресло и настоятельно рекомендовала домашним ко мне не подходить, ибо я смертельно утомлена.Через неделю такой жизни моя мама взбунтовалась, заявила, что у нее вообще-то тоже есть семья, и она не может до Лизиного совершеннолетия служить у меня домработницей. «Ну поорет немножко в кроватке, все же орут, и ничего» - сказала мама. А я по-прежнему не могла видеть кричащего младенца и купила слинг. Часть проблем отпала сразу – у меня появилась возможность хотя бы перекусить и покидать в воду покупные пельмени для возвращавшегося с работы мужа. Но появились и новые – надоело чувствовать себя одноруким бандитом, до тошноты надоел едва тепленький чай (а какой же иначе, если ребенок висит у тебя на животе), несмотря на умные статьи, казалось, что ребенку в слинге плохо и неудобно, от того, что я еще не приноровилась, затекало плечо. Лизавету в слинге устраивала лишь ходячая мама, стоило мне присесть с книжечкой в кресло, как уже уснувший ребенок начинал ворочаться и очень быстро просыпался, это было похоже на издевательство. К тому же я не отказалась от идеи приучения к кроватке, и уснувшую в слинге дочь перекладывала в кровать. Она просыпалась, как и раньше, и все начиналось сначала. Мне начало казаться, что этот ад никогда не кончится, и что бессовестно врут все те, кто говорит, что ребенок очень скоро слезет с рук. Предсказание роддомовской соседки про шею сбывалось. Умные книжкиНо к счастью, именно в это время в мои руки попала книга У. и М. Серзов, которая разрешила все мои недоумения. Я узнала, что ребенок не просто так не слезает с моих рук, а что ему жизненно необходимо чувствовать тепло моего тела и слышать стук моего сердца, что он к этому привык за 9 месяцев внутриутробного существования и не представляет себе жизни по-другому. Что он не издевается надо мной, не давая посидеть и отдохнуть, а для него естественно именно движение. И что, наконец, естественным для него является ограниченное пространство слинга, а не идеально ровный ортопедический матрац в кроватке. Вдохновляло то, что авторы утверждали, что дети, постоянно находящиеся на руках в раннем возрасте, более спокойны, у них нет расстройств поведения и склонности к страхам, а также то, что чем больше носишь ребенка на руках, тем раньше у него удовлетворяется эта потребность, и тем раньше он с этих рук слезает. В это верилось с трудом, но я поверила. И, как оказалось, не зря. С двух месяцев Лиза уже без каких-либо усилий с моей стороны начала спать днем и большую часть ночи в своей кроватке или коляске на балконе, а также добрую половину времени своего бодрствования проводить самостоятельно, с восторгом взирая на игрушки на развивающем коврике. Даже было время, когда руки ей откровенно не нравились – на коврике или в шезлонге было интересней. По этой причине был временно отложен слинг – лежа Лизавета находиться в нем уже не желала, для позы на бедре была еще мала. Поняв, что мама всегда рядом, приходит по первому зову и никогда не откажет в контакте, дочка росла спокойной и уравновешенной, не устраивала беспричинных истерик. Ее движения были неторопливы и размеренны, она без страха изучала окружающий мир, а небольшая врожденная аномалия, которую предлагали корректировать с помощью массажа, полностью исчезла сама к шести месяцам, благодаря только лишь тесному контакту с мамой. Поползла Лиза ровно в 7 месяцев, манежа, ходунков, прыгунков и прочих приспособлений, ограничивающих свободу ребенка, у нас никогда не было, ребенок сразу стал беспрепятственно перемещаться по всей квартире. В это время в руки мне впервые попала книга Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым», и я очень пожалела, что она не попала ко мне раньше. Автор пишет о том, что желание новорожденного младенца все время находиться на руках у матери – не прихоть и не избалованность, а естественное ОЖИДАНИЕ такого обращения, которое заложено в его существе за тысячелетия существования человечества. Тысячелетиями младенцы находились на руках у матерей, а не одиноко лежали в кроватках, и младенец, родившийся у цивилизованной мамы, ничем не отличается от младенца индейского племени, они оба ждут от жизни одного – тепла материнского тела, постоянного движения, стука материнского сердца. Новорожденный младенец не ощущает течения времени, у него еще нет памяти, нет прошлого опыта, и если он страдает, то не может утешиться надеждой, что страдание когда-нибудь кончится, для него оно вечно. Вот что пишет автор об ощущениях «цивилизованного» новорожденного младенца, мама которого, искренне желая ему добра, а себе – спокойной жизни, пытается не приучить к рукам и не вырастить избалованным. Кусочек из книжки Жан Ледлофф«Когда мать оставляет его
в одиночестве,
малыш
не может чувствовать, что она скоро вернется, и все в мире становится
невыносимо неправильным…. Он чувствует, что плачем может каким-то
образом исправить положение. Но и это чувство исчезает, если ребенка
оставляют плакать слишком надолго, если за этим плачем не следует
никакой реакции. Тогда ребенок погружается в безнадежное, безвременное
отчаяние… Новорожденного ребенка кладут в ящик, служащий кроваткой, и
оставляют одного, задыхающегося в слезах и рыданиях, в совершенно
неподвижном заточении (впервые за время своего беззаботного
существования в чреве матери и за миллионы лет эволюции его тело
испытывает эту пугающую неподвижность)… Малыш плачет и плачет; его
легкие полыхают обжигающим воздухом, а сердце распирает отчаяние. Но
никто не приходит. Не теряя веры в «правильность» своей жизни, как и
заложено в него природой, он делает единственное, что у него пока
получается, — продолжает плакать. Проходит целая вечность, и ребенок
забывается сном. Вдруг он просыпается в этой безумной и пугающей
гробовой тишине и неподвижности, вскрикивает. С ног до головы его тело
охватывает огонь жажды, желания и невыносимого нетерпения. Он кричит до
хрипов в горле, до боли в груди. Наконец боль становится невыносимой, и
вопли постепенно слабеют, затихают. Ребенок слушает. Открывает ладони,
сжимает кулаки. Поворачивает голову в одну сторону, в другую. Ничего не
помогает. Это просто невыносимо. Он снова взрывается рыданиями, но
натруженное горло снова дает о себе знать болью и хрипами, и вскоре
ребенок затихает. Он напрягает свое измученное желанием тело и находит
в этом какое-то облегчение. Тогда он машет руками и ногами.
Останавливается. Это существо не способно думать, не умеет надеяться,
но уже умеет страдать. Прислушивается. Затем снова засыпает. Кто-то
пришел и поднял его в воздух. Здорово! Его снова вернули к жизни...
Всех мучений, которые ему пришлось испытать, как будто не было и в
помине… Дитя наслаждается вкусом и гладкостью материнской груди, пьет
жадными губами теплое молоко, слышит знакомое сердцебиение,
напоминающее ему о безоблачном существовании в матке, воспринимает
своим пока затуманенным взором движение и жизнь… Он довольно сосет
грудь, а когда насыщается, то впадает в дремоту. Пробуждается он снова
в аду. Ни сладкие воспоминания, ни надежда, ни мысли не могут принести
успокоение и напоминание о встрече со своей мамой…
Его мать —
одна из тех женщин, что после
долгих
раздумий решила кормить ребенка грудью. Она любит его со всей неведомой
ранее нежностью. Сначала ей бывает тяжело класть ребенка после
кормления обратно в кровать, и особенно потому, что он так отчаянно
кричит. Но она убеждена, что это делать необходимо, так как ее мать
объяснила (а уж она-то знает), что если поддаться ребенку сейчас, то
потом он вырастет испорченным и избалованным. Она же хочет делать все
правильно; в какой-то миг к ней приходит ощущение, что это маленькое
существо на руках ей важнее и дороже всего на свете. Она вздыхает и
кладет ребенка в кроватку, украшенную желтыми утятами и вписывающуюся в
дизайн всей детской комнаты… Женщина расправляет рубашечку на ребенке и
укрывает его вышитой простыней и одеяльцем с его инициалами… Мать
склоняется поцеловать гладкую, как шелк, щечку ребенка и покидает
комнату. Тело младенца сотрясает первый душераздирающий крик. Мать колеблется, ее сердце разрывается на части, но она не поддается порыву и уходит. Его ведь только что покормили и сменили пеленку. Она уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, а поэтому пусть плачет, пока не устанет. Ребенок просыпается и
снова плачет. Его
мать
приоткрывает дверь, заглядывает в комнату, чтобы убедиться, что он на
месте. Затем тихонько, словно боясь разбудить в нем ложную надежду на
внимание, она снова прикрывает дверь и торопится на кухню, где она
работает. Плач малыша постепенно перешел в дрожащие стенания.
Так как на плач не следует
никакой реакции
(хотя
ребенок ожидает, что помощь должна была давным-давно подоспеть),
желание что-то просить и сигнализировать о своих потребностях уже
ослабло и затерялось в пустыне равнодушия. Он оглядывает пространство
вокруг. За поручнями кроватки есть стена. Свет приглушен. Но он не
может перевернуться. И видит лишь неподвижные поручни и стену. Слышны
бессмысленные звуки где-то в отдаленном мире. Вечное разглядывание
поручней и стены перемежается вечным разглядыванием поручней и потолка».
Хотелось бы цитировать еще и еще, но лучше прочитать эту книгу целиком всем будущим и уже состоявшимся мамам. Эти строки могут кого-то шокировать, кому-то показаться излишне сентиментальными, кто-то может посчитать, что все это нисколько не соответствует истине, ведь, в самом деле, что мы можем знать о чувствах новорожденного? Однако невозможно возразить против того, что у младенца действительно нет ни памяти, ни опыта, ни ощущения времени, и поэтому все описанное Ледлофф – вполне реально, а все попытки «приучить» к чему-то младенца обречены на провал и просто жестоки. Для какой-нибудь цивилизованной мамы идея ношения малыша все время в слинге кажется дикой – «мы же не цыгане!» Да, только новорожденный этого не знает. «Мы же живем в цивилизованном обществе, и ребенка нужно приучать к цивилизованной жизни!» - бесспорно, но уже в том возрасте, когда малыш будет уже в состоянии что-либо понимать, и не раньше. Прочитав книгу Ледлофф, я испытала острое чувство вины перед своей дочерью, даже, несмотря на то, что достаточно много носила ее на руках и что не давала ей плакать. Если бы эта книга попалась мне раньше, я бы оставила идею приучения к кроватке до лучших времен, и вообще не отпускала бы малышку с рук. Думаю, это было бы только на пользу и мне, и ей. «Ручной период» является жизненно необходимым для ребенка и, можно сказать без преувеличения, во многом определяет все дальнейшее отношение человека к жизни. Да, этот период для современной женщины легким не назовешь – но он действительно короток, и можно немного потерпеть для блага ребенка и своего собственного. В то же время как мать, занимающаяся борьбой с собственным ребенком, сама не понимая этого, закладывает основу для будущих сложностей в дальнейшем. Лиза уже чуть-чуть большаяВозвращаясь
к личному опыту. Сейчас дочке уже 1 год и 8 месяцев, вероятно можно уже
сделать какие-то выводы. Период «ручного ребенка» остался позади,
закономерно сменившись этапом познания окружающего мира. Конечно, были
и обострения привязанности к рукам, и периоды плохого ночного сна, на
время которых мы забыли про кроватку и полностью вернулись к
совместному сну. Сейчас ночной сон стал гораздо лучше, но спим мы
по-прежнему вместе, меня это не утомляет и не смущает. Когда сон
наладится окончательно – придет время и для кроватки. При том, что
дочка очень привязана ко мне, она далеко не «мамсик», прекрасно
контактирует со взрослыми и детьми, в случае необходимости вполне
способна постоять за себя. Она значительно спокойней многих других
детей, самостоятельна, подолгу играет рядом со мной, в то время как я
занимаюсь своими делами, или же оказывает мне посильную помощь в
домашнем хозяйстве (да-да, полуторагодовалый ребенок вполне на это
способен!). Я целый день нахожусь с ребенком одна, но, тем не менее,
успеваю сделать все по дому и выкроить время на себя. И главное, что
меня очень радует – дочка растет очень ласковым и чутким ребенком,
всегда пожалеет при необходимости, любит обняться, прижаться. Я
уверена, что формирование данных качеств – и есть заслуга «ручного
периода».
Возможно, для кого-то написанное мной окажется вовсе неактуальным. Я охотно верю, что есть дети, легко привыкающие к кроватке, спокойно спящие в одиночестве и не нуждающиеся в постоянном телесном контакте с мамой, хотя даже таким детям он бы не повредил. Мне же «достался» ребенок с ярко выраженной потребностью в контакте и защищенности, и неизвестно, что было бы, не удовлетвори я эту потребность в первые месяцы жизни дочери. Хочется призвать мам, находящихся в растерянности перед новой для них ролью, мам, которым кажется, что любимое чадо хочет полностью поработить их своим желанием все время быть с ними, не бояться брать своих малышей на руки и удовлетворять это желание. Ни о какой избалованности в первые месяцы жизни ребенка речи быть не может, желания младенца чисты и бесхитростны, он еще не умеет манипулировать и научится нескоро. «Ручной период» надо просто пережить, он закончится очень быстро, малыш научится ползать, на первый план выступит познание окружающего, и вы с ностальгией будете вспоминать дни, когда к вам тесно прижималось крошечное тельце. Вместо постскриптумаНе
так давно я участвовала в довольно интересном Интернет-опросе,
посвященном влиянию отношения родителей к ребенку в младенчестве на
формирование его дальнейшего характера. Опрос выявил совершенно четкую
тенденцию. Практически все опрошенные, родители которых практиковали
строгое воспитание с ограничением контакта, одиноким лежанием в
кроватке, в воспитательных целях давали кричать – выросли людьми
замкнутыми, не умеющими выражать положительные эмоции, говорить
комплименты, хвалить, не любящими тактильный контакт, с трудом
устанавливающими близкие отношения с людьми. Эти люди сами страдают от
особенностей своего характера, отчетливо осознают свои недостатки, но
справиться с ними уже не могут. Позволяют таким людям немного оттаять
их же собственные дети, единственные, которых они могут без стеснения
обнять, приласкать и похвалить. Делать то же самое по отношению к
другим людям, даже собственным супругам, жертвы строгого воспитания не
могут – мешает внутренний барьер. Я сама отношусь именно к этой
категории людей и надеюсь, что моей дочери не придется пережить
жизненных неудобств, а иногда даже страданий, вызванных комплексами,
привитыми еще в раннем младенчестве. Другая же категория людей – это
бывшие «ручные дети», открытые, жизнерадостные, эмоциональные личности,
легко заводящие знакомства и не испытывающие проблем в общении. Мне
хочется верить, что моя дочь вырастет именно таким человеком.
Автор: Мордашова Ольга, мама
Лизоньки, психолог, педагог.
|
||
Бесплатные телефонные консультации:
Маргарита
тел.
8-351-905-36-59; с 8 до 21;
Мария тел.
231-08-78; с 20 до 22;
Елена тел. 244-04-83; с 9 до 20; Юлия тел. 8-922-719-30-94; с 10 до 20; Элина тел. 8-908-050-30-10; 9-11, 18-20. Вопросы по организации грудного вскармливания, а также предложения по сайту принимаются здесь. |